Куда жаловаться на застройщика в Москве, если претензия на устранение недостатков не помогла?

Если вы являетесь дольщиком и ждете дату ввода здания в эксплуатацию, то должны знать, куда обратиться в случае недобросовестного поведения застройщика или совершения им неправомерных действий.

Государственный строительный надзор

Этот орган представляет собой государственную инспекцию (ГИСН), работающую на уровне субъекта Российской Федерации. Она контролирует строительство (в том числе долевое) и реконструкцию многоквартирных домов и иных капитальных объектов.

Инспекция принимает жалобы на несоблюдение застройщиком законов, регулирующих градостроительство, технический регламент застройки, ее проектную документацию. А также следит, чтобы девелоперы не нарушали законодательство при привлечении денег на долевое строительство. Например, вы можете заявить в ГИСН, если:

  1. У застройщика отсутствует строительная документация, необходимые разрешения.
  2. Строительство объекта осуществляется не по утвержденному проекту.
  3. Застройщик расходует средства, выделенные дольщиками, не по назначению, то есть на свои нужды, а не на строительство дома.

Инспекция стройнадзора проверяет новостройки после завершения прописанных в договоре работ и выдает заключение о соответствии здания требованиям проектной документации и техническим регламентам. Стройнадзор обязывает застройщиков каждый квартал отчитываться перед дольщиками об исполнении обязательств. Этот госорган способен направить в суд иск о защите прав дольщиков на основании:

  • Временной остановки целевого использования средств участников ДДУ.
  • Ликвидации договора застройки.

Узнать о деятельности Комитета государственного строительного надзора города Москвы, а также заказать уведомление о несоответствии завершенного строительства требованиям законодательства можно здесь.

Государственная жилищная инспекция регионального уровня

Этот исполнительный орган осуществляет надзор за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов. В его компетенцию входит контроль за предоставление жилищно-коммунальных услуг и регулирование работы управляющих компаний. Пожаловаться в ГЖИ на застройщика дольщики могут в следующем случае:

  • Застройщик пытается получить оплату за коммунальные услуги авансом (например, за 3-6 месяцев вперед). Угрожает дольщику, что без этого не передаст ключи и не подпишет акт приема-передачи квартиры.

Такие действия являются незаконными по ст. 153 Жилищного Кодекса, в которой говорится, что оплата ЖКУ должна начинаться с даты передачи собственнику ключей от квартиры по акту приема-передачи, а также что эти услуги оплачиваются только по факту их оказания.

В данном случае более действенным будет жаловаться всем дольщикам коллективно.

МосЖилИнспекция помимо контроля за управление многоквартирными домами согласовывает переустройства и перепланировки квартир. Информацию вы найдете на сайте.

Департамент строительства

Участникам долевого строительства можно обращаться в ведомство в случае нарушения сроков строительства жилого объекта. Жалоба принимается, если это существенный срок (более года) или работы на объекте полностью заморожены.

Каждый регион осуществляет свою программу помощи обманутым дольщикам. Это может происходить, например, в форме перезаключения ДДУ на другой объект с новым застройщиком.

Московский Департамент также координирует проектирование, строительство и реконструкцию объектов недвижимости за счет бюджета, в т. ч. по программе реновации.

Мария Антонова
Мария Антонова
Специалист по реновации
Чтобы доказать низкое качество построенного дома, жильцы должны подать коллективный иск в суд. Как пример, иск в Мосгорсуд 22 жителей пятиэтажки на ул. Введенского, в котором они выступают против переселения в новостройку по реновации на ул. Профсоюзной.

По их заявлению, в новом доме не работает вентиляция, не установлены дымоуловители, на лоджиях тонкие простенки и нет непрерывных ограждений на лестничных маршах. Все эти недостатки являются нарушением противопожарных и строительных норм. Кроме того, истцы считают, что в новых квартирах невозможно сделать перепланировку, что противоречит городскому закону «О дополнительных гарантиях» переселенцам по реновации.

Мэрия или районная администрация

Органы местного самоуправления рассматривают заявления от граждан, связанные с незаконной выдачей разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию готового здания.

Прокуратура

Данный орган обладает общей компетенцией и осуществляет пристальный надзор за исполнением законов во всех сферах. Прокуратура имеет право на незапланированные проверки строительных компаний. По их результатам она принимает решение, как реагировать на выявленные проблемы и защитить права дольщиков.

Если вы не совсем понимаете, куда нужно направлять жалобу на застройщика, то подавайте ее в городскую или районную прокуратуру.

Также этот орган ведет контроль за соблюдением законов, действиями и бездействием других государственных структур.

Жалобу в прокуратуру на застройщика можно подать через официальный сайт. Возможен вариант подачи заявления лично в письменном виде или письмом по почте. Справочную информацию по обращениям граждан вы можете получить по телефону +7(495)955-97-73.

Полиция

Пожаловаться на застройщика в этот орган нужно только в случае действий откровенно мошеннического характера. Заявление подавайте лично в ближайший отдел МВД в письменном виде. Желательно сразу приложить копии документов, подтверждающих незаконность действий застройщика. Заявление пишется в следующих случаях:

  1. Объект строится на участке, который не предназначен для этого.
  2. Строительная компания взяла деньги с дольщиков и не выходит на связь. Дом не строится, аванс никто не возвращает.
  3. Компания-застройщик умышленно была доведена до банкротства.

Ближайший отдел полиции можно найти через официальный сайт МВД России.

Роспотребнадзор

Это государственный орган, защищающий права потребителей. Вы можете обратиться в ведомство, если:

  • Строительная компания не соблюдает гарантийные обязательства, а все обращения к ней остаются без ответа.
  • В договоре участия в долевом строительстве включены условия, ущемляющие права потребителей. Например, застройщик занизил гарантийный срок, в течение которого потребитель имеет право предъявлять требования в связи с ненадлежащим качеством объекта.
  • Необходима помощь для составления иска на застройщика для судебного разбирательства по защите прав дольщиков. В региональном управлении нужно уточнить возможность подачи иска.
  • Необходимо заключение компетентного органа по вопросам уже начатого судебного процесса с застройщиком. В данном случае пишется ходатайство на имя судьи, который ведет это дело. В нем прописывается привлечение к делу Роспотребнадзора согласно ст. 47 п. 5 ГПК РФ.

Судебные органы

Согласно закону, только суды рассматривают споры, связанные с имущественными правами дольщиков.

  1. Взыскание неустойки по ДДУ за нарушение сроков сдачи дома.
  2. Ликвидация некачественной работы застройщика. Возмещение затрат на устранение недостатков.
  3. Взыскание переплаты за квадратные метры, которых по факту нет, пени и другие убытки (например, расходы на аренду жилья).

Если у вас возникли такие проблемы, то необходимо, прежде всего, направить досудебную претензию застройщику (или подрядчику). Если вопросы не решаются таким способом, то исковое заявление подается напрямую в судебный орган (для участников долевого строительства – по месту жительства).

Для подачи искового заявления имущественного характера, который можно оценить материально, необходимо оплатить госпошлину. Например, в Московский городской суд при сумме иска 40000 рублей государственная пошлина составит 1400 руб., а при ущербе 250000 рублей – уже 5700 руб.

Мария Антонова
Мария Антонова
Специалист по реновации
Задать вопрос
По словам зампреда Мосгосстройнадзора Сергея Музыченко, основные нарушения на стройке по реновации чаще всего связаны с монолитными работами и отделкой. Это связано с тем, что инспекторы особое внимание уделяют внутренней отделке квартир и инженерным системам. Поэтому большинство недоделок в новостройках выявляется на этих этапах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить свою проблему – позвоните и проконсультируйтесь с юристом:
8 (499) 346-75-28 (Москва и МО с 9:00 до 20:00)
Консультации проводятся в рамках программы бесплатно.